Наша компания — ведущий разработчик решений для организации дистанционного обучения, управления знаниями и учебным процессом, развития и оценки персонала в компаниях и учебных заведениях.
Решения представлены основной линейкой продуктов компании — eLearning 4G. Подробнее →
Мы в
(812) 380-88-77
(495) 729-99-65
  • hyper@learnware.ru

ГиперМетод успешно завершил внедрение eLearning Server 4G для проекта по дистанционному обучению для Учебного комитета РПЦ.

26.10.2017, 14:42

Надежда Кабанова, руководитель проектов компании ГиперМетод, ответила на вопросы и рассказала о проекте uchkom.elearn.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недавно вы проводили обучение для преподавателей Московской духовной академии Русской Православной Церкви, расскажите, в чем заключалось обучение? Какие впечатления от академии?

Конечно, впечатление весьма неожиданное, было чему удивиться. Захожу, меня ведут и показывают: вот это царские палаты, вот это резная кованая лестница, 700 лет летописи Лавры. Всё вокруг дышит историей, каждый камень, любой уголок. Ассоциаций с современными технологиями - конечно, никаких. Поднимаясь по массивной лестнице думала что хорошо бы вообще компьютер увидеть. Распахнулась резная дубовая дверь с табличкой «интернет-класс», а там - полная аудитория молодых людей с ноутбуками, тут же вай-фай, микрофон, экран и  очень отзывчивая, заинтересованная публика. Впечатлений - море и все  исключительно положительные.

Если упрощенно объяснить суть обучения - я рассказывала преподавателям духовной академии о том, что просто загрузить книжку в LMS – недостаточно, надо обработать содержание, добавить интерактивные элементы, зацепить слушателя. Мы постарались разработать методические указания для авторов курсов, максимально отвечающие потребностям целевой аудитории. Безусловно, с особенным контентом и спецификой таких учебных курсов необходимо обращаться максимально аккуратно, важно находить особые формулировки.

Чего ждал от этого обучения заказчик?

У этого проекта особенная организация, требующая уникальных решений. Преподаватели, владеющие содержанием, должны обработать его и передать своим помощникам, которые будут выкладывать материалы в систему. Эти помощники - не просто технические специалисты, они, в общем-то, такие же студенты, аспиранты, преподаватели. Необходимо было и их научить логике системы дистанционного обучения, ее особенностям. Когда преподаватель самостоятельно выкладывает курсы в СДО, он сразу понимает: «В принципе сложилось», а в случае с проектом Учебного комитета РПЦ он отдает только контент, а техническому ассистенту нужно разобрать чужой материал и  понять, как преподаватель это видит, каков сценарий курса, как должен располагаться визуальный ряд и так далее. При этом речь не идет о профессиональной разработке электронных обучающих материалов , как это обычно осуществляется в подобных проектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

То есть, речь шла о неких азах и стандартах подготовки материала для технического размещения в LMS?

Не только, важно уметь достичь однозначного соответствия ожиданий преподавателей от курса его реализации. Зачастую это большая проблема: понять что  именно хочет видеть автор контента в итоге, как планируется организовать обучение в курсе, какая ожидается обратная связь. Поэтому мы предложили Академии сделать поддерживающий справочно-методический курс - с форумами, видеороликами, инструкциями. Теоретического материала точно должно быть не много, но он обязан отвечать на все часто задаваемые вопросы. Мы выложили в платформу обучения шаблоны материалов, методические рекомендации; встроили в систему ролики по работе в программах. Это должно облегчить задачу понимания логики системы и дать авторам  некоторую опору для дальнейшей продуктивной работы. К тому же, задавая вопросы и получая ответы преподаватель сам учится работать в системе, узнает ее возможности - это очень эффективный формат. Преподаватель и технический помощник-ассистент будут знать, где получить помощь и где искать ответы на любой из своих вопросов.

 

Не проще ли обучить преподавателей техническим навыкам?

Мы исходим из потребности. У Академии есть возможность  и желание привлечь активных студентов и аспирантов, что хорошо. В первый день обучения ко мне пришла активная группа: они слушали, записывали, в конце даже спросили, как можно реализовать игрофикацию. У меня в академической среде такого интереса к этой теме давно не наблюдалось. Мне кажется, такие модели обучения часто более актуальны для корпоративной среды.

Правда второй день тренинга посетили и те преподаватели, которые настолько сильно загружены, что и энтузиазма у них особого не осталось. Это понятно. Я постаралась объяснить, что, в принципе, содержание курсов у них потенциально есть и нагрузка по их переработке невелика. Главная задача состоит в том, чтобы структурировать материалы определенным образом и передать их помощникам.

Можно один раз потратить время на создание хорошего курса, но потом сэкономить гораздо больше времени и упростить себе жизнь? Это мотивирует тех, кто обучает?

Все от  преподавателей зависит, конкретно в этом случае  аудитория  классическая. Аспиранты, заинтересованные построить личные связи с конкретным педагогом и желающие получить бонус к портфолио, сразу разбились по группам, обменялись телефонами. А сам преподавательский состав устал за год - это вполне понятно - начало работы над курсами совпало с окончанием сессии и периодом отпусков. Создание хорошего курса - серьезная нагрузка, поэтому проект немного растянулся во времени в связи с объективными обстоятельствами.

Шла ли речь и о педагогическом дизайне в рамках тренинга?

Конечно, это как раз моя основная задача - донести до преподавателя как логика его предмета меняется и строится при традиционном обучении, при личном контакте и в цифровом формате. Важно было объяснить не только изменение сценария обучения, но и необходимость перестройки педагогических привычек. Волонтером вызвалась преподаватель русского языка и культуры речи, и я очень боялась:  думала, не справлюсь с задачей изменить видение текста профессиональным русистом. Я аккуратно предложила изменить построение предложений - слово “рассмотрение” заменить на  “рассмотреть”, вывести на передний план информацию, побуждающую к действию, выявить перечисления и распределить их по логическим спискам. Даже такие изменения произвели впечатление, несмотря на их кажущуюся простоту. Я также показала возможности инфографики на примере собора Петра и Павла в Петергофе - его архитектуры, характеристик и ключевых дат истории.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о примерах, которые вы использовали в тренинге.

Часто рассказ об абстрактном не срабатывает,  поэтому я взяла как пример конкретный собор и сведения о нем: когда построили, когда освятили, старая фотография, новая фотография, архитектор, высота, конструкция, внутреннее убранство, расставила это все по слайду. Оказалось, что визуально воспринимать даже довольно скучную информацию легче и приятнее. Я рекомендовала использовать сервис для создания простой инфографики Piktochart для разработки визуальных материалов курса.

Как выглядит типовой курс для Учебного комитета РПЦ?

В основных дисциплинах курс это - текст, иллюстрация, и видео. В принципе, формат довольно простой и традиционный. Плюс, конечно, сервисы взаимодействия - форумы, чаты, вики, вебинары. Но в рамках проекта были созданы курсы по  интересным специализированным предметам - например, Церковное пение - сугубо практический, непростой курс. Я думала, с ним будут сложности, но нет - у преподавателя своя авторская методика! То есть, прописаны упражнения на виртуальном пианино - virtualpiano.net - и под него сделаны  упражнения: пропеть, а потом проиграть, сравнить на слух, клавиши все отмечены буквами и цифрами  для тех, кто не владеет нотной грамотой.Совершенно уникальными получаются приобретенные навыки, где виртуальным преподавателем становится сам инструмент, а в курс заложено очень много практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В традиционном учебном процессе эти виртуальные упражнения были домашним заданием?

И аудиторно это отрабатывается тоже, в проекте очень много тренировочных заданий, дома нужно тренироваться, чтобы потом диктанты на слух писать. Преподаватель рассказала, что пришлось разработать эту методику, потому что на аудиторных занятиях были очень большие группы - по 90 человек одновременно. У каждого преподавателя есть свои авторские приемы, которые он самостоятельно разработал и апробировал, у каждого разные потребности - кому-то важны видеоролики, кому-то нужно подключить пианино, кому-то интересно проиллюстрировать лекцию. Очень разные задачи. Но этим и ценны авторские курсы - они не обезличены, носят практический характер и отражают реальный опыт работы и мастерство преподавателя.

В плане обучения есть английский язык, и его перенос в виртуальную среду - это отдельная задача. В основном, все преподаватели пользуются аутентичными британскими учебниками. Но это же не наша собственная книжка, которую чуть изменил, и никто тебе ничего не скажет, а там любое копирование и изменение строго запрещено. Поэтому важно обеспечить студентов и живыми книгами.

А электронных версий этих изданий нет?

Западные издательства ведут свою политику: обычно все электронные версии, коды и так далее, выпускают под свои собственные LMS, которые или не интегрируются с другими системами совсем, либо процесс интеграции очень сложен технически. Еще одна сложность, с которой сталкиваются практически все учебные заведения - необходимость покупки лицензии (кода) под каждого студента - от 1000 рублей на человека за один учебник. Доступ закончился - он пропадает. Но мы нашли такой выход: в электронном курсе прописывается последовательность движения по учебнику с дополнительными заданиями, потому что ни один преподаватель учебником не ограничивается. В итоге получается смешанный формат обучения, с самостоятельно разработанными тестами для контроля уровня изученного материала.

Получается, что нужно создать свой учебник,  если хочешь обучать дистанционно?

Да, абсолютно верно, но в данном случае (если мы говорим об иностранном языке) - свой учебник - это всегда немного “кривоватый велосипед” по сравнению с Ferrari, на которых катается Oxford University Press, например.

Хорошо, что в YouTube есть много роликов с объяснениями по грамматике, лексике и так далее,  а задача преподавателя состоит в отборе качественного материала. Но, возвращаясь к проекту Академии, скажу, что английского языка как предмета не очень много - поэтому необходимости в большом количестве дополнительного материала нет.

Каковы планы и перспективы развития электронного обучения в  Духовной Академии?

Первая задача – проработка программы для заочного подготовительного отделения, сейчас преподаватели должны обработать свои программы. Весь срок обучения для подготовительного отделения – это год,  условно- 100 часов дистанционного курса. Не могу ответить однозначно, сколько страниц текста (курса) уложится в академический час изучения. Один студент будет сидеть над программой 20 минут, а другой – 2 часа. Но в этом и есть одно из главных преимуществ дистанционного обучения - индивидуальный темп, при поддержке процесса со стороны преподавателя.

По поводу перспектив - я их вижу две: одна направлена внутрь, другая, скажем так, на внешнего заказчика.

В первом случае речь о том, что нужно этот опыт переложить на бакалавриат. То есть, начать пока с подготовительной группы, это все-таки дополнительное образование, которое легче развивать - меньше формальных аспектов. У них же тоже есть аккредитация, они тоже работают по ФГОС, направлению “Теология” присвоен номер...список можно долго продолжать.

Внешняя перспектива - распространить опыт Московской духовной академии Русской Православной Церкви на другие духовные учебные заведения. Этот проект- очень яркий и инновационный в духовном образовании. Я так понимаю, что этот локальный проект чем-то похож на открытую национальную образовательную платформу, но в пределах духовного образования, где своя специфика. Но сама перспектива очень вдохновляет.

Есть ли желание у руководства Академии использовать мобильное обучение?

Да, им нужно, чтобы всё корректно отображалось на разных устройствах, потому что неизвестно, с каких устройств будут работать заочные пользователи обучающей платформы.

У духовного образования есть свои особенности технического характера -  например, церковно-славянский шрифт, не картинка, а именно шрифт. Необходимо реализовать возможность обмена аудио и видео материалами в рамках одной системы. Для таких решений необходимы индивидуальные доработки, поэтому мы чутко прислушиваемся ко всем пожеланиям и стараемся их реализовать.