Наша компания — ведущий разработчик решений для организации дистанционного обучения, управления знаниями и учебным процессом, развития и оценки персонала в компаниях и учебных заведениях.
Решения представлены основной линейкой продуктов компании — eLearning 4G. Подробнее →
Мы в
(812) 380-88-77
(495) 729-99-65
  • hyper@learnware.ru

Эксперты ГиперМетод приняли участие в eStars 2017

16.10.2017, 18:26

10-11 октября в Москве прошла международная конференция eSTARS, организаторами которой выступили глобальная онлайн-платформа Coursera и НИУ «Высшая школа экономики». Эксперты ГиперМетод приняли участие в мероприятии как единственные производители отечественной LMS.

Мероприятие вызвало большой интерес у экспертного сообщества – за два дня конференцию посетило более 400 человек из 11 стран, в том числе США, Великобритании, Нидерландов, Израиля, Индии, ЮАР, Швейцарии. В 25 секциях конференции прошли оживленные дискуссии, посвященные самым разным аспектам онлайн-образования и началось оно с доклада Никхила Синха, директора по развитию Coursera. Он рассказал о  достижениях и перспективах развития Coursera на российском рынке. На сегодняшний день у портала 28 миллионов активных пользователей по всему миру. 150 академических организаций числится в партнёрах Coursera. На портале размещено более 2 000 курсов и полноценных дистанционных программ.

 

Развитие портала- это движение вперед по направлению перехода от разрозненных курсов к целым программам и направлениям обучения, результаты которых могут быть оформлены в качестве сертификата о прохождении курса и получении, например, магистерской программы онлайн.

 

Российский рынок онлайн образования считается самым быстрорастущим в данный момент. Недавно портал заключил партнерские соглашения с первыми корпоративными российскими клиентами - Сбербанком и Теле2. Основным содержанием таких корпоративных программ являются курсы по Data Analysis, Digital Marketing, Agile и др.

 

Стратегическими направлением развития Coursera считает переход к индивидуализации обучения через дополнительную информацию о предпочтениях пользователей, получаемую посредством применения технологий искусственного интеллекта и машинного обучения.

 

По анализу опыта пользователей портала - аудитория предпочитает гибкие, но структурированные программы, в которых присутствуют дедлайны, но начинать обучение можно с определенной периодичностью (например, запуск курса два раза в год). Coursera также стремится реализовывать индивидуализацию с помощью более широкого применения инструментария качественного оценивания, а не количественного. Для этого широко используется peer assessment. Также проверка эссе, например, может осуществляться и с использованием автоматизированных технологий анализа текста.

 

Глобально тенденция заключается в стремлении включить достижения Data Science в процесс обучения.

 

Говоря об особенностях российских учащихся, докладчик отметил их высокую мотивацию, которая объясняется высокой востребованностью сертификатов об окончании курсов у российских работодателей и учебных заведений.

 

Отвечая на вопрос об ожиданиях от развития рынка онлайн-курсов, докладчик отметил, что Coursera ожидает более тесного сотрудничества вузов между собой в рамках партнерства с порталом, что должно привести к повышению доступности качественного онлайн-образования для большего количества пользователей во всем мире.

 

Вторым докладчиком выступил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он озвучил свое видение онлайн-обучения и перспективы его развития как для ведущих университетов России, так и для региональных образовательных организаций.

 

Докладчик подчеркнул, что, хотя пользователями массовых открытых онлайн курсов являются уже более 55 млн человек, порядка 75% из них - не являются студентами вузов.

 

Говоря о проекте “Национальная платформа открытого образования”, ректор ВШЭ заметил, что он не считает ее создание и развитие признаком монополизации рынка онлайн-курсов. Прежде всего, по его мнению, создание единой платформы было направлено на повышение репутации российских открытых онлайн-курсов, то есть отбор их по качеству контента и соответствию направлениям и программам российских университетов.

 

В данный момент на Нацплатформе представлено более 200 MOOCs по основным программам бакалавриата. Такие вузы как Физтех и ВШЭ представили магистерские программы, состоящие полностью из онлайн курсов.

 

Кузьминов также заметил, что, по его мнению, зачастую оффлайн (традиционные) курсы и лекции проводятся не ведущими специалистами, а преподавателями, у которых может не хватать опыта и знаний в преподаваемых дисциплинах, поэтому не стоит сравнивать онлайн курсы от блестящих профессоров с их же оффлайн курсами, говоря, что, переходя в онлайн, мы теряем качество обучения.

 

Неоднозначную реакцию аудитории вызвали некоторые тезисы ректора ВШЭ о том, что “живые” курсы ведут непрофессиональные преподаватели; о том, что можно сэкономить, используя студентов старших курсов и молодых (низкооплачиваемых) преподавателей в качестве тьюторов онлайн-курсов “университетов-доноров”, а “университетам-реципиентам” можно тем самым сократить преподавательский состав или вовсе отказаться от преподавания отдельных дисциплин внутри своих вузов (заключив соглашения с вузами, представленными на Нацплатформе и оплачивая их услуги). По версии Ярослава Кузьминова, создание одного онлайн-курса для Нацплатформы обойдется от 500 тыс до 1 млн рублей, а поддержка до 200 тысяч в год. Не создавая свои курсы, а пользуясь уже созданными курсами, университеты могут экономить.

 

Ректор ВШЭ также озвучил видение перспективы сотрудничества Нацплатформы с коммерческими провайдерами курсов. Возможности открываются и для книгоиздателей - по переводу своих учебных изданий в новый формат электронных учебников, что потенциально поможет им удержаться на современном рынке учебных материалов.

 

В качестве технического развития на перспективу Кузьминов упомянул применение психометрики и прокторинга.

 

Третьей выступающей была Ребекка Штайн (Rebecca Stein) - руководитель Penn Online Initiative (University of Pennsylvania). Она отметила, что зарубежный подход к использованию массовых открытых онлайн курсов заметно отличается от Российского, особенно в части цели разработки и целевой аудитории.

 

В Университете Пенсильвании используется, в частности, модель превентивного (пропедевтического) использования ряда курсов как части подготовки к поступлению на традиционную (очную) магистерскую программу. После успешного поступления студент может рассчитывать на перезачет освоенных им дисциплин (онлайн) уже в рамках данной магистерской программы.

 

Ребекка также отметила, что невозможно научить сразу всему и одинаково хорошо. Университету, как провайдеру и создателю MOOCs, необходимо сосредоточиться на своих сильных сторонах и наиболее практичных и полезных для студента дисциплинах: “We must focus on our  strengths, that is, we can NOT teach everything. We have to concentrate on what is most useful. What can we do online that we can not offline? What do online learners want?”

 

Ребекка также пояснила, что она понимает под современным подходом к получению Online Degree, назвав этот процесс “Stackable Degree”: студент выбирает из всего массива предлагаемых курсов (на выбор), относящихся к определенной тематике, и формирует собственную “воронку участия”: MOOCs + микрокурсы + дополнительные дисциплины, получая в итоге академические “крЕдиты” - зачетные единицы.

 

По мнению Ребекки Штайн, основной проблемой для академического сообщества остается баланс между традиционными подходами и инновацией (balancing caution and innovation). В погоне за инновациями нужно соблюдать некую осторожность, чтобы не разрушить наработанное годами.

 

Завершилось пленарное заседание блестящим эмоциональным выступлением Уильяма Каскина (William Kuskin) - проректора и заместителя вице-канцлера Школы стратегических инициатив Колорадского университета в Боулдере (University of Colorado Boulder).

 

Проведя аналогию между изобретением Гуттенбергом печатного станка и современными техническими средствами коммуникации, Уильям поставил четкий акцент на том, что изменения и инновации всегда пугали и продолжают пугать людей буквально до смерти: “Technology will scare. From the days of the printing press, it scared people to death”. Мы должны и можем, по мнению Уильяма, нивелировать этот страх, и в этом наша “великая миссия”. Каскин привел пример своего первого MOOC по достаточно серьезной теме, который был сделан в виде книжки комиксов: “I wanted people to fool around a bit with a course, so I created a Comic Book”.

 

Говоря о вовлеченности студентов в обучение, Уильям отметил, что нет никакой пользы от того, что мы почти насильно заставляем учиться своих студентов. Обучающиеся сами должны вовлекаться в нашу среду, в тот курс, который мы им предлагаем, двигаться по спирали и вовлекаться еще больше по мере прохождения курса. Это достаточно сложная задача, так как структура массового онлайн курса парадоксальна - она дает нам форму, жесткую структуру, ограничивает нас, но в то же время заставляет придумывать дополнительные средства для выражения нашей собственной креативности и видения предметной области.